Думать об обучении за рубежом я начал еще в школе. Обучение в Германии особенно привлекало: моим первым иностранным языком был немецкий, и я уже успел несколько раз побывать там. Кроме того, высшее образование в этой стране может быть бесплатным.
Моя подготовка к поступлению началась в конце 3 курса бакалавриата. К тому моменту я понял, в каком именно университете и на какой программе я хочу продолжать обучение — это была магистерская программа Public Economics в Свободном университете Берлина (Freie Universität Berlin). Я должен был подтвердить знание языков обучения — английского и немецкого.
Важно понимать, что один из важнейших критериев на этапе поступления (порядка 80% от всей заявки) — ваш средний балл. Если он невысок, а в Германию хочется, надо искать вузы, где этому критерию уделяется меньшее внимание (их немного, но такие есть — например, Университет Констанца).
Необходимым требованием в моем случае было наличие определенного числа кредитных пунктов по двум направлениям: экономика и методы экономического анализа. Мой бакалавриат не готовил меня по этим дисциплинам, ведь там я изучал политические науки. Поэтому на 4 курсе я взял дополнительные курсы на экономическом факультете, а также прошел несколько программ на Coursera.
К маю своего выпускного года в российском бакалавриате я подготовил необходимые документы (включая две рекомендации от преподавателей) и подал их через централизованную систему Uni-Assist. В некоторые вузы подать документы можно и напрямую.
Перед поступлением необходимо думать об источниках дохода. Я выбрал Фонд Конрада Аденауэра, и чтобы увеличить шансы на получение стипендии, за полгода до подачи документов начал посещать его мероприятия. Полезно помнить, что фонды — это, по сути, политические организации, и им важно видеть, что кандидаты на стипендию интересуются публичной сферой. Посещение мероприятий — первый показатель интереса. Также я дважды был наблюдателем на выборах, участвовал в «Триалоге» (серии мероприятий, посвященных отношениям между Россией, Украиной и Германией) и помогал реформировать студенческое самоуправление в своем университете.
Еще одним важным критерием отбора является будущее, а не прошлое абитуриента. Нужно хорошо представлять себе, где ты собираешься учиться, чем хочешь заниматься после выпуска и почему тебе нужно учится именно в Германии. На все эти вопросы ответы у меня были.
К подаче заявки на стипендию я хорошо подготовился, что в итоге привело к положительному результату. Отбор проходил в два этапа: сначала подаются документы на скрининг, а потом отбираются люди для устного собеседования. По моему опыту, скрининг — это во многом лотерея. Я знаю очень крутых ребят, которые его не прошли.
Собеседование на стипендию — это большой разговор о тебе самом. Фактологических вопросов по Германии там очень мало (но знать, кем был основатель фонда, все же надо). Однако квоты отбора нет: стипендию могут получить как все 20 человек, так и ни один из них. На собеседовании также спрашивают о том, как ты видишь прошлое, настоящее и будущее своей страны и ее отношения с Германией. Примечательно, что спектр взглядов кандидатов достаточно широк, хотя их объединяет определенная степень решимости что-то сделать для России и развития ее партнерских отношений с Германией. Возможно, это и является главным критерием отбора.
В Германии меньше домашних заданий, но самой учебы дома при этом больше. Тебя не заставляют ничего учить во время семестра. Все показывает экзамен. Но чтобы к нему подготовиться, надо ходить в библиотеку и читать.
В целом есть ощущение, что студентам в Германии больше доверяют. Здесь нужно самому себя подгонять, чтобы закончить обучение. В принципе, можно оставаться вечным студентом, поскольку обучение не обязательно должно укладываться в два года — были бы средства. Можно взять академический отпуск и пойти работать или на практику. Можно ездить по обмену в другие европейские вузы в рамках программы Erasmus.
Возрастной разброс среди студентов здесь больше, чем в России. Многие пошли учиться, поработав пару лет, или получают свой второй или третий «мастер». В общем, в германских университетах чувствуется взрослость.
Про оснащение вузов я говорить не буду — это само собой разумеется. Еще наше образование выиграло бы от повышения доверия к студентам. Понятно, что проблема заключается также и в том, как они сами относятся к обучению, однако введение курсов по выбору, на мой взгляд, увеличило бы уровень ответственности.
мы занимаемся академическим фехтованием и должны провести как минимум две дуэли
На самом деле, я ожидал, что будет проще. Студенты из Германии, которых я вижу в университете, в большинстве своем отзывчивые люди, но заводить близкую дружбу не торопятся. Впрочем, многие из них старше меня, и у них есть сложившийся круг общения. Новые знакомства они заводят больше для дела, в данном случае ради учебы.
А еще жители Берлина по сравнению с москвичами более неторопливые. И при этом у них шире горизонт планирования. Даже если они пока не знают точно, чего хотят, у них в запасе есть несколько вариантов.
У некоторых студентов уже есть семьи, так что они ведут размеренный образ жизни. Однако здесь, в Германии, существуют так называемые студенческие объединения (Studentenverbindung), отчасти похожие на американские братства (fraternity). Они привязаны к городу или нескольким городам, а не к учебному заведению. Например, в моем объединении живут ребята из университетов Берлина и Потсдама.
Студенческому объединению принадлежит городская вилла (точнее, просто двухэтажный дом), где есть восемь комнат и общие помещения. Похоже на общежитие, но размер меньше, а уровень комфорта выше. У каждого объединения есть история и традиции. Например, мы занимаемся академическим фехтованием и должны провести как минимум две дуэли с представителями другого студенческого объединения. При этом, собственно, вражды между объединениями, как правило, нет: все ходят друг к другу в гости и на вечеринки. Есть и официальные мероприятия, куда все надевают немецкую версию black tie.
Жизнь в объединении связана с разного рода «плюшками». Стоимость аренды смешная, в пять-шесть раз ниже рыночной, хотя ты получаешь больше, чем в обычном немецком общежитии (например, у каждого свой холодильник, а в гостиной огромный телевизор с подпиской на NetFlix). После выпуска ты можешь стать «старым господином» (alter Herr) и ежегодно выделять некоторую сумму (тоже небольшую) на жизнь объединения. В нашем объединении больше ста «старых господ», вот и получается неплохой бюджет.
В Германии надо много заниматься самообразованием, ходить в библиотеку и самостоятельно обрабатывать много информации. Но обучение стоит всех затраченных средств и усилий. Это очень открытая страна, где есть масса возможностей и много отличных преподавателей и ученых мирового уровня, которые публикуются в международных реферируемых журналах.
Я хочу вернуться — в России больше возможностей роста. Конечно, если мне предложат пару лет поработать в Германии в рамках очень интересного проекта, я с удовольствием останусь, но потом все равно уеду на родину.
Обсуждение материала
Оставить комментарий